Выберите язык

Эксперты о трудовой миграции на IV Санкт-Петербургском Международном форуме. Обзор Ассоциации содействия международной трудовой миграции

 28 февраля 2020 года члены Ассоциации содействия международной трудовой миграции приняли участие в мероприятиях IV Санкт-Петербургского Международного форума, прошедших в рамках трека «Миграционные процессы: миграционная политика и трудовая миграция» в Таврическом дворце. 

Цифровизация миграционных процессов в России и странах СНГ

Первым мероприятием стал круглый стол «Цифровизация миграционных процессов. Обеспечение прозрачности финансовых потоков в сфере трудовой миграции». Директор Центра трудовых ресурсов (СПб ГАУ ЦТР) Алексей Чистяков привёл цифры: в 2019 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на миграционный учёт был поставлен один миллион тридцать две тысячи иностранных граждан, из них примерно треть приехало в наш регион с целью трудоустройства. Согласно г-ну Чистякову, эти подсчёты указывают на проблему. Получается, что в 2019 году Санкт-Петербургом недополучено более трёх миллиардов рублей налогов от трудовой миграции (оплата НДФЛ для получения патента на работу).

Как преодолеть ситуацию теневого трудоустройства иностранцев, приезжающих в Россию в рамках безвизового режима, но не оформляющих патент на работу – и нарушающих, таким образом, миграционное законодательство? Одним из путей решения проблемы эксперты круглого стола видят в использовании цифровых технологий и информационно-технических средств учёта и контроля миграционных потоков.

На презентации Центра трудовых ресурсов были озвучены такие меры по цифровизации миграционных процессов, как введение на всей территории России электронного патента, содержащего биометрические данные иностранного гражданина; межведомственный доступ к ЦБД УИГ - Центральной базе данных учета иностранных граждан МВД России; создание электронного реестра трудовых договоров иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в РФ.

Последняя мера уже реализована в Азербайджане: представитель Государственной миграционной службы Азербайджанской республики Мунис Нуруллах, выступивший на круглом столе, в частности, рассказал, что трудовые договоры с иностранцами обретают юридическую силу только после внесения в государственный электронный реестр. Таким образом, внесение работодателями трудовых договоров в реестр обязательно, что позволяет лучше контролировать выполнение трудового кодекса, формировать базу всех работающих в республике иностранцев.

Озвученные меры, однако, ставят во главу угла контроль со стороны государства с помощью электронных носителей информации, но фактически не проясняют вопросы мотивации самих иностранных работников. Какие меры можно и нужно предпринять, чтобы сами иностранцы отказывались от нелегальной работы? Соответствующие предложения и планы обозначил заместитель директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии Олег Артамонов. Согласно плану по цифровизации в ЕАЭС, для граждан стран-участниц Евразийского экономического союза должна быть создана международная база вакансий, позволяющая принять осознанное и взвешенное решение о трудоустройстве в том или ином регионе ЕАЭС ещё до выезда на работу. Подобная база вакансий (или, скорее, онлайн-портал комплексного информирования) должна содержать в т.ч. комплексный анализ расходов трудового мигранта в конкретном месте, включая, например, цены на жильё и на продукты. Повышение информированности граждан ЕАЭС о ситуации на рынке труда, наряду с повышением качества контроля и учёта со стороны государств – также приведёт к уменьшению теневой занятости. Подобную «лучшую практику» впоследствии можно было бы распространить и на другие страны СНГ, не входящие в Евразийский экономический союз.

Заместитель руководителя УФНС России по Санкт-Петербургу Елена Кононова озвучила планы Налоговой службы по внедрению возможности оплаты иностранными работниками налога за патент с помощью QR-кода, позволяющей исключить подделку квитанций на оплату НДФЛ. Планы актуальные, ведь как показывает в т.ч. практика миграционных центров, входящих в Ассоциацию содействия международной трудовой миграции, поддельные чеки об уплате налога нередко оказываются на руках у трудовых мигрантов, причём во многих случаях иностранцы сами не понимают, что их квитанции не настоящие. Процесс уплаты налога по реквизитам в банковских терминалах не всегда понятен иностранным гражданам, из-за чего они вынужденно обращаются к посредникам, берущим деньги за «помощь» в уплате налога, а на деле выдающим поддельные квитанции, стоящие на чёрном рынке всего около 150 рублей. Стоит отметить, что в миграционных центрах-членах Ассоциации практика оплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа с помощью QR-кода уже внедрена.

В защиту трудовых мигрантов и их российских работодателей

На расширенном совместном заседании Комиссии Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в Санкт-Петербурге, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и Федерации мигрантов России «Трудовая миграция: проблемы и пути решения» представители стран Центральной Азии говорили о необходимости амнистии для граждан, которым запрещён въезд на территорию РФ из-за административных правонарушений. Представитель правительства Республики Таджикистан, в частности, отметил, что на сегодняшний день въезд в Россию закрыт для 270 тыс. граждан РТ. «Для этих людей в том числе мы прорабатываем альтернативные маршруты трудовой миграции, помимо Российской Федерации», отметил таджикский чиновник. Модератор заседания, председатель Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте России по межнациональным отношениям Асламбек Паскачевсогласился с коллегами из Центральной Азии, отметив, что Комиссия также выступает за частичную амнистию трудовых мигрантов из стран СНГ. Некоторые спикеры подчеркнули, что в противном случае работники из СНГ со временем могут частично оказаться потерянными для российского рынка труда, в связи с диверсификацией маршрутов трудовой миграции и отправления на заработки в страны Восточной Азии и Ближнего Востока, а не в Россию.

На заседании высказывались и другие предложения в пользу трудовых мигрантов. Например, о возможности изменения цели въезда, заявленной при пересечении российской границы, на другую без выезда из страны: человек въехал как турист, но решил остаться в России работать. Говорили и о необходимости совершенствования законодательства в рамках Евразийского экономического союза. Так, статус граждан ЕАЭС, работающих в России, до сих пор не изменён с «временно пребывающих» на «временно проживающих» - даже в тех случаях, когда трудовые договоры официально оформлены на длительный срок в 3-4 года. Это влечёт за собой ряд ограничений для граждан ЕАЭС в России, например, в плане доступа к страховым услугам, к системе обязательного медицинского страхования.

Участники заседания из Совета при Президенте России по межнациональным отношениям говорили, также, о необходимости изменения правоприменительной практики в отношении работодателей, устраивающих на работу иностранных граждан. По их словам, статья 322 УК РФ является на сегодняшний день проблемной для работодателей; органы ФМС «выкручивают работодателям руки на местах», обвиняют их в организации незаконной миграции на основании трудоустройства работников не по той специальности, которая указана в патенте на работу. По мнению спикеров заседания, подобная правоприменительная практика лишь способствует увеличению теневого сектора, отказу части работодателей от оформления официальных трудовых отношений с иностранными работниками.

Биржа труда для иностранцев, эпидемиологическая обстановка и планы мигрантов на жизнь

На круглом столе «Миграционная политика: тенденции развития и новые аспектыв законодательстве и правоприменительной практике» директор ЦТР Алексей Чистяков отметил отсутствие биржи труда для иностранных работников на уровне Санкт-Петербурга, а также на уровне федеральном. По словам г-на Чистякова, для Северной столицы это большое упущение как для городских работодателей, так и для города в целом, ведь это ещё один важный механизм регулирования внешней трудовой миграции, позволяющий обеспечивать кадрами тех работодателей, потребность которых не может быть полностью удовлетворена за счёт россиян. Отметим в данном контексте усилия Ассоциации содействия международной трудовой миграции, весной 2020 года планирующей запустить регулярно обновляемый раздел вакансий для иностранных работников на web-портале Ассоциации trudmigratsiya.ru

Директор «Единого миграционного центра» высказался за возвращение медицинского освидетельствования для граждан стран ЕАЭС в связи с обострившейся эпидемиологической обстановкой в большом Евроазиатском регионе. По его словам, Министерство внутренних дел России уже готовит соответствующие поправки.

Завершим наш обзорный материал озвученной ведущим специалистом Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге Александром Енбулаевым цифрой: 58% опрошенных Комитетом трудовых мигрантов ответили, что планируют связать свою дальнейшую жизнь с Россией и Санкт-Петербургом, в частности. И это в очередной раз подчёркивает, что вопросы трудовой миграции – не сиюминутные, и будут так или иначе сопровождать российское общество на протяжении многих лет.

 

Пресс-служба Ассоциации содействия международной трудовой миграции