Выберите язык

Frequently asked questions

ОТВЕТ: Проверить факт действительности представленного иностранным гражданином документа можно, обратив внимание на следующие моменты:

  • Если сотрудник предоставил регистрацию, оформленную на старом бланке, то такая регистрация будет недействительной, поэтому необходимо следить за обновлением форм документов, утвержденных в установленном законом порядке.
  • Если мигрант предоставляет регистрацию, продлённую через почту. Оформить регистрацию через почту можно только сразу после въезда и на срок не более 90 суток. Это значит, что если мигрант продлил регистрацию, например, по чекам через почту, то она нелегальная.
  • Если у мигранта оформлена регистрация через почтовое отделение на 1 год. Такого быть не может, так как она может быть оформлена только на срок не более 90 суток.
  • Если у мигранта регистрация на юридическое лицо, оформленная в МФЦ после 10 июня 2019 года. Она будет считаться недействительной, так как после 10 июня текущего года миграционный учёт осуществляется через районные отделения ГУ МВД России (актуально для Санкт-Петербурга и Всеволожского района).

Способы нелегального оформления регистрации мигрантами могут быть различными, поэтому работодателю необходимо отнестись со всей ответственностью к проверке действительности предоставляемых иностранным гражданином документов, поскольку трудоустройство работника, пребывающего на территории Российской Федерации нелегально – это правонарушение, предусмотренное п. 4 ст. 18.9. КоАП РФ, которое влечет существенные неблагоприятные последствия.

ОТВЕТ: Для того, чтобы снять иностранного гражданина с регистрации, принимающая сторона может подать уведомление об убытии иностранного гражданина в соответствующий орган миграционного учета.

Подать уведомление об убытии иностранца из места пребывания можно:

  • в многофункциональном центре (МФЦ);
  • по почте;
  • в территориальном органе УВМ ГУ МВД России.

Сроки уведомления об убытии иностранного гражданина несколько отличаются. Например, гостиницы, отели и хостелы обязаны уведомлять об убытии иностранного гражданина в течение трех часов после выезда гостя, однако у них есть возможность сделать это через специальную программу, которая передает данные в миграционные органы в онлайн режиме.

Что касается других юридических и физических лиц, снимать с учета и подавать уведомление об убытии иностранца нужно не позднее двух дней с момента убытии иностранного гражданина из квартиры или его увольнения из организации.

ОТВЕТ: Законодательство не устанавливает обязанность работодателя по проверке подлинности разрешительных документов на работу иностранных граждан. Однако есть позиция Минтруда России и судебные решения, согласно которым работодателю рекомендуется проверить подлинность разрешительных документов иностранных работников на официальном сайте МВД России или путем письменного запроса в органы миграционного учета.

Для осуществления трудовой деятельности иностранный гражданин, как правило, должен иметь разрешение на работу (если он въехал в Россию на основании визы) или патент (если он въехал в Россию в безвизовом порядке). Один из этих документов иностранец должен представить работодателю при приеме на работу (ст. 327.3 Трудового кодекса РФ).

При этом на практике у работодателя часто возникает вопрос, должен ли он проверить подлинность и действительность представленных разрешительных документов, и если он это не сделает, будет ли он привлечен к ответственности?

Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает обязанности работодателя проверять подлинность документов, которые иностранный гражданин предъявил при приеме на работу и в период работы (Письмо Минтруда России от 04.12.2018 N 14-2/В-966). Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Подход первый: работодатель обязан проверять подлинность и действительность разрешительных документов на работу иностранного работника. Сведения разрешительных документов находятся на официальном сайте МВД России. Также работодатель не лишен возможности обратиться с письменным запросом в органы миграционного учета (Постановление Московского городского суда от 24.08.2018 N 4а-3965/2018, Решение Ленинградского областного суда от 26.06.2012 N 7-320/2012);

Подход второй: работодатель не обязан проверять подлинность и действительность разрешительных документов иностранных работников, следовательно, работодатель не может быть привлечен к административной ответственности (Постановления ФАС Московского округа от 28.02.2012 по делу N А40-70419/11-93-603, от 19.12.2012 по делу N А41-27020/12).

Но несмотря на неоднозначность судебной практики, в соответствии ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях с привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 5 000 руб.; на должностных лиц - от 25 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Таким образом, во избежание рисков привлечения к административной ответственности работодателю следует проверить подлинность разрешительных документов иностранных работников на официальном сайте МВД России или путем письменного запроса в органы миграционного учета.